Вы не зашли.
Золотое кольцо - Санаксары. Адмирал Ушаков.
- Скажите, эта дорога ведет к храму?
- Нет, это улица Варлаама. Не эта улица ведет к храму.
- Тогда зачем она нужна, если она не ведет к храму?!
Из к/ф «Покаяние»
Маршрут поездки появился, как говорится, от обратного. Очень хотелось побывать на могиле великого флотоводца и великого святого Ф.Ф. Ушакова, тем более, в этом году исполняется 15 лет с момента его канонизации. Но рассматривая карту, выяснилось, что от Санаксарского монастыря, где покоятся мощи святого, рукой подать до другого, не менее важного для православного человека места- Дивеевского женского монастыря, а от него до Мурома… и т.д Так изначальный маршрут протяженностью 500 км увеличился до 2000 км. По современным меркам расстояние не очень большое, но насыщенное интересными местами и второстепенными дорогами, которые в России редко бывают хорошими.
Решено стартовать 18 июля. На все про все ровно неделя. Коллектив смешанный и сложный. Разная техника, разный темперамент…. Но обо всем по порядку.
Как известно, паломнические поездки не обходятся без искушений. Вот и наш случай исключением не стал. Искушения начались уже на старте. Нисан мурано( «мурик», как мы его ласково называли), неожиданно отказался заводится. Пока то да се, прикурили, завели,… график сместился на один час. За этот час в маршрут были внесены некоторые изменения. Решено ехать во Владимир через Рязань, а не через Москву как планировалось раньше.
Место встречи трасса М4 в районе Рамони.
Коллектив: Сапрыкин Алексей (Хонда ВТХ 1800С)
Федоров Дмитрий с супругой Еленой и дочерью Александрой (Ямаха МиднайтСтар 1300)
Литвинов Юрий (Голд Винг 1500)
Дубинин Андрей с племянницей Анной (Сузуки Бандит 1200)
И на Мурике, наши новые друзья Алексей и Светлана.
Итак, едем стараясь как можно быстрее вкататься и чувствовать друг друга. М4 радует, голова невольно считает как скоро окажемся в первой точке маршрута. Из всех предлагаемых вариантов проезда до Рязани, было решено воспользоваться тем, что предлагает навигатор, и как выяснилось не ошиблись(смотри ранее об искушениях) 100км. полного бездорожья( которое местные называют неплохой дорогой), смирили и перевели настроение на молитвенный лад. Не оторвалось бы чего…. Счетчик в голове уже не считает расстояние, а считает часы до заката и потерянное время.
Первая совместная трапеза в кафе с не православным названием «Берендей», споры о том как надо ехать, взбесившиеся подогревы ручек и засоплививший радиатор на «Бандите», косвенно подтверждали мысль о том, что великие дела просто не даются))). Окончательно в этом убедил хозяин не православного кафе, который услышав о маршруте заявил - «Все это хорошо, но вот бывал я однажды в Санаксарах. Такой службы больше нигде не видел!»
Рязань встретила звеном МИ-24, выписывающих кульбиты над городом. Для нас, избалованных разными СУ-25 и СУ-24 на местных аэродромах, это было неожиданно и интересно. Пробиваясь через пробки и узкие улочки – упираемся в Рязанский кремль. Величественно и красиво. Невольно стали вспоминаться сцены из кинофильма «Андрей Рублёв» Тарковского. Не хочется говорить избитыми фразами, но в подобных местах, величие веков чувствуется особенно остро. Так как фотоаппарат к этому месту раструсился, то предлагаю фотоподборку из Интернета.
График поджимал. Надолго останавливаться не было времени. После краткого осмотра едем дальше. Следующая остановка Суздаль, где решено остаться на ночевку. Движение в колонне категорически отказывается настраиваться. Все нервничают. Перестановки ведущих и ведомых результата не приносят. Тяжелее всего было Алексею на «Мурике». Толкаться в пробках и обгонять колонны фур, не отставая от мотоциклов – дело нелегкое. Но он стоически переносил наши выкрутасы, лишь иногда замечая: «Дублируйте повороты». А как их дублировать, если из трех навигаторов все три показывают разное? Тут-то для нашей четверки и приклеилось прозвище: «сноубордисты».
Въезжая во Владимир по мосту через Клязьму, открывается необыкновенный вид, доминантой которого является Успенский собор. Выдающийся памятник белокаменного зодчества, сохранивший на своих стенах фрески Андрея Рублева. За IX веков своего существования повидавший многое, мало кого может оставить равнодушным теперь. Удивило огромное количество иностранных туристов, особенно азиатов. Но если говорить о местных, то они считают, что в их городе смотреть совершенно нечего и возят гостей в Суздаль, что в 30-ти километрах от Владимира. Именно эти последние 30-километров первого дня пути были самыми убийственными. Колонна окончательно расползлась, а нервы развинтились, но Суздаль встретил очень тепло, где было решено остановиться на две ночи, чтобы осмотреть город.
Половина ночи прошла в беседах. Утром взяли пешую экскурсию по городу. Экскурсовод достался замечательный, любящий свою работу и свой город, т.к. могут любить его только люди приехавшие издалека. Цитаты из стихов классиков и исторические справки из ее уст лились как песня под аккомпанемент колокольного звона. Суздаль – город сорока церквей на десять тысяч населения; город, где впервые появился праздник Покрова Пресвятой Богородицы; первая столица русских земель; туристический центр, не опохабленный современностью; город, в котором не видно города из-за обилия монастырей; город, в который обязательно нужно вернуться, т.к. за один день невозможно вместить его колорит и необыкновенность.
Следующий вечер прошел в беседе со швейцарцем, который пытается проехать через всю Россию на поезде, в готовке шашлыка и беседах о вечном.
Утро встретило хмуро, но не сыро. Заправились и в путь. Попутно решили посетить Боголюбовский женский монастырь и храм Покрова на Нерли. Все эти замечательные места находятся рядом, но задержаться пришлось в них на целый день. Виной тому был, конечно же, не проливной дождь, спустившийся во второй половине дня, а необыкновенная красота тех мест.
Взяв экскурсию в Боголюбском монастыре, услышали необыкновенное повествование о неслучайности многих совпадений в истории. После такого даже скептик вряд ли найдет аргументы для возражения. А вообще в Боголюбово, месте, где вероломно был убит собиратель русских земель князь Андрей, хочется просто молчать.
Ночуем в Муроме, довольно уютной гостинице с хамоватым персоналом. Утром отправляемся в Свято-Троицкий женский монастырь, где покоятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи и брака. Побывали на литургии и удивились необычному звучанию монастырского хора - из-за преобладания красивых низких женских голосов. Прикладываемся к мощам и отправляемся в Спасо-Преображенский мужской монастырь, где находится частица мощей Ильи Муромца. Сложилось такое впечатление, что местные совершенно не знают о святынях, которые находятся в их городе. На наши вопросы - как и куда пройти, люди только пожимали плечами. Обедаем и отправляемся дальше. Нас ждет Дивеево. Женская обитель, где покоятся мощи Серафима Саровского.
Ночевка в пригороде Дивеево удивила своей роскошью за очень небольшие деньги. Сам монастырь из-за невероятного количества паломников, место довольно суетливое, но как говорится, всё познаётся в контексте. После обзорной экскурсии и рассказе о тех чудесах, которые происходили здесь, восприниматься Четвертый удел Богородицы стал совершенно иначе. Проливной дождь воспринимался как подарок, и ощущение тихой радости наполнило душу. Хотелось просто улыбаться.
Вот так с улыбкой мы и проделали сто пядесят километров до города Темников, в окрестностях которого находится усадьба знаменитого адмирала, в которой покоятся его мощи. Разместились в монастырской гостинице ( за которой с нас, «бездельников», по выражению «коллег» не взяли и рубля) и сразу отправились на вечернее богослужение.
Стоит отметить, что при должном настрое Божественная благодать таких мест ощущается везде по-разному. Где-то это тихая радость, где-то понимание своей ничтожности, где-то восторг, здесь же как-то сам настраиваешься на немногословный торжественный лад. Вблизи таких святых что можно сказать? В роде Ушаковых немало подвижников: дядя адмирала причислен к лику святых, а двоюродная племянница была игуменьей Дивеевской обители. Санаксарский монастырь имеет три величайшие святыни: мощи праведного воина Феодора Ушакова, его дяди преподобного Феодора Санаксарского и исповедника архимандрита Александра Санаксарского (отошедшего ко Господу в 1961 году). Само же богослужение отличается от приходского и продолжительностью и порядком. Поужинав в монастырской трапезной и выполнив нехитрые послушания, познакомились с группой паломников из Одессы, которые несмотря на настоятельные рекомендации властей не ездить в Россию, всё же поехали, уповая на волю Божию.
Общий подъем в 5:30 по звону колокольчика. Полунощница, прикладывание к мощам и в обратный путь. Попутно посетив краеведческий музей, выходим на финишную прямую, протяженностью 650 км, полную бездорожья, мордовских тюрем и непрекращающегося дождя.
P.S. Приключений было предостаточно и всего в это краткое повествование не вместить. Хочется сказать, что проехать по этому маршруту мало, нужно его прочувствовать. А это можно сделать только изучив историю тех мест, и тогда перед глазами откроется величественная картина Отечественной истории, полная драматизма и чудес, героизма и подлости, безумия и гениальности. История, которую как бы не пытались переписать современные деятели, неразрывно связана со святой Христовой верой.
А закончит повествование хочется словами одного умного человека!)))
P.S.S. Поездка на мотоцикле является тем самым компромиссом, который позволяет избежать ненужного комфорта в поездке и в то же время не терять лишнего времени на ожидание на станциях, посадках и пересадках. Мотоциклист открыт влиянию всех природных стихий — солнца, дождя и ветра, жары и холода — точно так же, как путешественники былых времен. Для путешествий пешком или на велосипеде нужно слишком много свободного времени, мотоцикл снимает эту проблему. Таким образом, мотопутешествие — идеальная возможность исследования, отличный инструмент познания и самопознания, даже, в каком-то смысле — аскетическое упражнение.
Не только прагматические задачи заставляют человека пуститься в дорогу, есть некая потребность души — путешествовать. Поводы и предлоги могут быть самыми разными, но человек со времен Авраама и Одиссея отправляется в путь. И пишет об этом. Древнейшие книги человечества говорят о странствиях. И это не случайно. Путешествие, паломничество, странничество — три важнейшие ступени познания и самопознания. Есть еще варианты невольных скитаний и кочевой жизни, но часто невольное становится добровольным, бывает, что путешествие перерастает в паломничество, а паломник по святым местам становится странником в том смысле, который подразумевал апостол Павел, говоря, что мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13, 14). Странничество же, как полное отрешение от земных привязанностей и страстей, православными святыми отцами-аскетами считается одной из труднейших добродетелей. Однако, связь путешествия и духовного роста отнюдь не автоматическая.
Очевидно, что массовый туризм и современная индустрия путешествий основаны на идеях развлечений и удовольствий. Да и езда на мотоцикле не всегда делает человека лучше, паломничество (и мотопаломничество ) не дает индульгенции и билетика в рай, а мнимый странник может оказаться всего лишь бродягой и попрошайкой. Чтобы перемещение в пространстве вело к чему-то большему, чем обозрение достопримечательностей, важно жить жизнью Церкви и не слишком доверять себе, иначе можно легко принять еще только искомое за обретенное, а сатану — за ангела света, по выражению того же апостола Павла. Как и все в этом мире, мотоцикл и дорога — инструменты, которые можно использовать как во благо, так и во зло. И есть лишь два достоверных критерия, которые показывают, куда в действительности направлено твое земное странствие — Евангелие Христово и опыт Православной Церкви.
Архимандрит Герасим (Шевцов)
Все фото тут https://vk.com/album-51783536_234579639
Неактивен
Отлично скатались, спасибо за рассказ!
Надо тоже в Суздаль катнуться!
Неактивен